Система охлаждения ГАЗ 53-12
Рубрика: Система охлажденияСистема охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
- радиатор
- датчик сигнализатора перегрева жидкости в радиаторе
- водяной насос
- перепускной шланг
- выпускной патрубок
- термостат
- датчик указателя температуры жидкости
- штуцер
- водяная рубашка блока цилиндров
- подводящий шланг
- сливной краник
- вентилятор
- жалюзи
Направление циркуляции охлаждающей жидкости показано стрелками. Жидкость в зависимости от температурного состояния двигателя может циркулировать по одному или двух путей:
- а) при прогретом двигателе, когда клапан термостата открыт, - через выпускной патрубок 5 по шлангу в верхний бачок радиатора 1, а из радиатора через подводящий шланг 10 - в водяную рубашку двигателя (большой круг).
- б) при непрогретом двигателе, когда клапан термостата закрыт - минуя радиатор, через перепускной шланг 4 во всасывающую полость водяного насоса, а затем - в водяную рубашку двигателя (малый круг).
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, имеет не меньшее значение для долговечности и надежности его работы, чем качество топлива и смазочных материалов. Применение доброкачественной воды является одним из основных условий технически правильной эксплуатации двигателя, предупреждающей образование накипи и коррозии в водяной рубашке, которые могут привести к серьезным неполадкам. В систему охлаждения двигателя необходимо заливать чистую "мягкую" воду.
Пресную речную и озерную воду для снижения жесткости желательно кипятить, после чего фильтровать через 5-6 слоев марли. Использование артезианской и ключевой воды может быть допущено лишь после предварительной обработки ее специальными химическими реагентами и ионитовыми фильтрами. Применение морской воды категорически запрещается.
Воду при сливе из системы охлаждения следует собирать и использовать вновь. Частая замена воды усиливает коррозию и образование накипи.
Для заполнения системы охлаждения зимой рекомендуется применять жидкости с низкой температурой замерзания: "ОЖ-40", "ОЖ-65", ТОСОЛ-А40М и ТОСОЛ-А65М. Температура замерзания этих жидкостей соответственно минус 40 и минус 65 °C.
Количество низкозамерзающей жидкости, заливаемой в систему охлаждения, должно быть на 1,4-1,8 л меньше, чем воды: при этом уровень жидкости в радиаторе должен быть на 53-59 мм. выше торца охлаждающих трубок. Заливку надо производить осторожно, не проливая низкозамерзающую жидкость. Она портит окраску автомобиля. Необходимо избегать попадания в систему охлаждения двигателя нефтепродуктов (бензина, керосина, масла и т. п.), так как в присутствии их низкозамерзающая жидкость сильно вспенивается и выбрасывается из системы охлаждения. Доливку в систему охлаждения при испарении низкозамерзающей жидкости следует производить только водой. Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя ГАЗ 53-12 (80-90 °C) и ускорения его прогрева при пуске имеются термостат и жалюзи. При повышении температуры охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора до 104-109 °C на панели приборов загорается сигнализатор перегрева жидкости. При этом надо выяснить причину, вызвавшую повышение температуры, и устранить ее.
Уход за системой охлаждения
Уход за системой охлаждения сводится к периодической промывке всей системы и проверке натяжения ремня вентилятора.
При попадании на ремень смазки последнюю необходимо удалить и ремень вытереть тряпкой, смоченной бензином.