Сцепление
Рубрика: ТрансмиссияСцепление автомобиля ГАЗ 53-12 однодисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний, установлено в картере 2.

Сцепление и его привод
- маховик
- картер
- ведомый диск
- нажимной диск
- рычаг нажимного диска
- масленка
- регулировочная гайка
- муфта выключения сцепления
- ведущий вал коробки передач
- вилка
- кожух
- нажимная пружина
- регулировочная гайка
- тяга
- оттяжная пружина
- педаль сцепления
Основными его элементами являются ведомый диск 3 в сборе с фрикционными накладками и нажимной диск 4 в сборе с кожухом 11 и рычагами 5 нажимного диска. Кожух сцепления закреплен на маховике 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. Между кожухом и диском 4 установлены двенадцать пружин 12. Величина сжатия пружин обеспечивает создание необходимой силы трения и передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления.
Выключающее устройство состоит из трех рычагов 5. Точками опоры рычагов на кожухе служат специальные гайки 7.
Для выключения сцепления служит упорный подшипник, установленный в муфте 8.
Одновременность нажатия подшипником на все рычаги регулируют гайками 7, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги обычно не регулируют.
Между концами рычагов нажимного диска и подшипником выключения сцепления необходим зазор, равный 4 мм, который обеспечивается при свободном ходе наружного конца вилки 10 в пределах 6-7 мм и соответствует свободному ходу педали 35-45 мм. при неработающем двигателе.
Отсутствие этого зазора приводит к быстрому износу рычагов, выходу из строя подшипника и может привести к сгоранию фрикционных накладок.
Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления. Масленка и муфты выключения сцепления соединены гибким шлангом. При постановке нового шланга необходимо заполнить его смазкой. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только третья заправка масленки будет подавать смазку в подшипник.
Нажимной диск на заводе балансируется в сборе с коленчатым валом и маховиком двигателя, поэтому при смене ведомого диска необходимо во время сборки совмещать метки 0 на маховике и кожухе нажимного диска.